ловля сома на донку щербаковы
Меню

Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм


Постпозитивизм. Критический рационализм К. Поппера

Карл ПопперТомас КунИмре ЛакатосПол ФейерабендМайкл ПоланиСтивен Тулмин. Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук особенно второй половины XIX века. Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом.

позитивізм к поппера

Так возникла идея очищения науки от метафизики [9]. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу. Поппер подчеркивает следующий важный момент: Все методы можно отнести к разным уровням в зависимости от их универсальности. Сначала формулируются методологические правила более высокого уровня, представляющие собой норму для определения остальных правил. Основное в учении Поппера о методе - понятие критического метода, сущность которого состоит в том, что любая гипотеза или теория должна подвергаться объективной критике. Гипотезы, не выдерживающие критики, должны отвергаться, но и гипотезы, не поддающиеся критике, - тоже. Ошибочный метод критики ведет к догматизму или релятивизму. Правильный метод заключается в стремлении посредством дискуссии выявить следствия данной теории их приемлемость для науки. Критический метод должен выявлять внутренние противоречия и неадекватность прежних теорий исследовать их вплоть до фундаментальных предпосылок. Критический метод Поппер противопоставляет догматическому, псевдонаучному.

позитивізм к поппера

Он будет эффективен только в том случае, если ученый сознательно занимает критическую позицию. С точки зрения Поппера, это самая высокая из имеющихся на сегодня форм рационального мышления. Как и любая другая сфера человеческой деятельности, критический метод требует творческого подхода, изобретательности в критике старых теорий и способности к выдвижению новых. Особенно значим критический метод в философии, точнее в гносеологии - теории познания, так как только он может вскрыть исходные методологические конвенции и доказать их ценность. Вопрос об оправданности индуктивных заключений или, точнее, о тех условиях, при которых такие выводы оправданны, получил известность как "проблема индукции". Частным случаем проблемы индукции можно считать вопрос об истинности универсальных законов природы.

позитивізм к поппера

Признание логической неразрешимости проблемы индукции является общепринятым философским положением. Он внес заметный вклад в исследование проблем теории познания, социальной философии и этики. Рассела Людвиг Витгенштейн считается одним из самых оригинальных мыслителей XX в. Тексты философа составлены из пронумерованных фрагментов. В первом сочинении он применил метод логического анализа, а во втором — метод лингвистического анализа.

позитивізм к поппера

Последние выступают как события, которые в свою очередь состоят из объектов и являются их возможными конфигурациями. О событиях повествуют логические атомы — элементарные высказывания. Из фактов формируется представление о мире и картина мира. Обо всем этом возможны высказывания, составляющие содержание знания. Витгенштейн считает философию лишь средством логического прояснения мыслей. Философия, по его мнению, — не учение, а деятельность по разъяснению и прояснению мыслей. Согласно Витгенштейну, для того чтобы философствовать, не обязательно говорить, поскольку и демонстрация молчания тоже в определенном случае может быть философским отношением к действительности. В этом сочинении логический анализ языка замещается его лингвистическим анализом. При этом языковые игры рассматриваются как метод обнаружения возможностей. Философия в этом сочинении выступает как средство научения мышления. Другие представители неопозитивизма Р. При этом было сделано значительное приращение знаний о сущности и назначении языка науки, о логике развития научного знания и механизмах его роста, о функциях науки, о критериях оценки знания и т. Историки философии при анализе построений позитивизма особое внимание уделяют рассмотрению представителями этого течения вопроса о проверке истинности знания. Есть связь и преемственность. Поппер с этим не согласен. Философию должны характеризовать рациональная и критическая установки — отсюда метод рациональной критической дискуссии. Метод философии Поппер понимает максимально широко и расплывчато. Важна установка на критическое отношение и поиск рациональных оснований для того, чтобы принять или отвергнуть теорию. Нельзя ограничивать философию и науку четко сформулированным методом. Методы могут изменяться и разрабатываться, должны быть предметом обсуждений, то есть не жестко фиксированы, и Поппер дает лишь некоторые указания. Но научная теория — это общие утверждения, а опыт — единичная констатация. Как корректно от опыта перейти к теории? Да и вообще невозможно: На этот вопрос надо взглянуть по-другому. Нужно четко различить логику научного исследования от психологии открытия. К системе общих положений, образующих научную теорию, мы приходим, но не очевидно, что тот способ, как мы приходим к этому, является в то же время и обоснованием. Это может быть индукция — она позволяет лишь угадать некоторые общие закономерности, могут быть и нерациональные способы. Но отношения к тому, будет ли данная теория научной, это не имеет. Здесь уже начинается сфера логики науки. Суть этого подхода заключается не в том, чтобы искать пути для создания справедливого общества в будущем, а в том, чтобы работать на благо современного человека. Для этого необходима прочная научная, рациональная основа. Идеалом демократии для Поппера является "открытое общество". Оно противопоставляется обществу закрытому, племенному, коллективистскому. В открытом обществе индивидуумы вынуждены принимать личные решения и нести за них ответственность, при этом они вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом, устанавливают личные контакты.

Этим оно отличается от абстрактного общества, где люди разобщены и взаимодействуют лишь формально. Поппера в философию науки является критика индукции идея фальсифицируемое, которые позволили обосновать значимость метафизики для научного познания. Основные концепции науки в истории философии. Понятие науки и ее статус. Возникновение науки и основные этапы ее развития. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Эволюция подходов к анализу науки. Основные концепции современной философии науки. Наука в культуре современной цивилизации. Наука как особый вид мировоззрения. Роль научного сообщества в науке. Карл Раймунд Поппер - основной представитель постпозитивизма утверждал: Основными понятиями его концепции научного знания являются следующие: Теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать, доказывал Карл Поппер.

  • Купить шим на лодочный электромотор
  • Видео осенней рыбалки фидером
  • Корейские надувные лодки пвх mercury
  • Ловля призраков фильм
  • В этом состоит защищаемый им принцип фальсификации. Эти различия заключаются в следующем: Идеи Поппера о процессе развития науки подверглись критике уже со стороны одного из его последователей — Т. Кун вводит понятия научного сообщества и парадигмы. Научное сообщество — это группа ученых, профессионалов, объединенных общей научной парадигмой — образцом решения научных задач и отбора значимых проблем. Научная парадигма включает в себя также понимание картины мира, общих ценностей научного поиска, образцов обучения. Так, в качестве примера Кун приводит парадигмы Ньютона, Лавуазье, Эйнштейна. Однако с развитием науки в рамках парадигмы обнаруживаются аномалии, противоречащие ей факты, либо парадоксы самой парадигмы, которые невозможно решить ее собственными средствами. Наступает период научной революции, в ходе которого старая парадигма отбрасывается из альтернативных возможностей выбирается новая. Именно в этот период, по мысли Куна, работает принцип фальсификации.

    Позитивизм

    Однако Кун отрицает принцип преемственности, прогрессивного развития знания, выдвигая положение о несоизмеримости парадигм, невозможности сравнения их уровня истинности. Другой вариант развития научного знания был предложен И.

    позитивізм к поппера

    По мнению Лакатоса исследовательская программа развивается прогрессивно в том случае, когда ее теоретический рост предвосхищает ее эмпирический рост. Если же наблюдается обратное, то она регрессирует. Исследователи считают, что концепция, предложенная Лакатосом, более совершенна, так как предлагает более глубокое понимание динамизма развития науки. Развитие науки представляется философом как постепенный процесс роста знаний на основе научной деятельности, опирающейся на развивающиеся научно-исследовательские программы. Иная точка зрения на развитие науки была представлена П. К основным его работам относятся следующие: Философ полагает, что развитие научного познания и науки осуществляется благодаря взаимной критике несовместимых теорий перед лицом наличествующих фактов. Научная работа, по Фейерабенду, должна быть направлена на создание альтернативных теорий и ведение полемики между ними. При этом необходимо, по его мнению, следовать, с одной стороны, принципу пролиферации, означающему, что нужно изобретать и разрабатывать концепции, несовместимые с существующими признанными научной общественностью теориями, а с другой — принципу несоизмеримости, гласящему, что теории невозможно сравнивать. Фейерабенд выступил против диктата методологий и признания каких бы-то ни было правил в научных исследованиях. Он выдвинул мнение, согласно которому наука ничем не отличается от мифа. Следует отметить, что восстание Фейерабенда против рационализма в познании означает восстание против науки, так как безответственное уравнивание в правах псевдонаучных построений и результатов деятельности ученых-профессионалов означало бы конец научного прогресса, а за этим и окончание технического и социального прогресса вообще.

    © 2013-2017 Энциклопедия рыбалки РаноУтром.ком.
    Все права защищены. Копирование материалов сайта без активной ссылки на источник запрещено.